Berna

(AWD Truck Manufacturers, history, logo, PADRES DEL AUTO)

Berna was a Swiss manufacturer of buses, trolleybuses and trucks, which later also specialized in surface metallurgical treatments and components. Until the 1960s it was primarily a vehicle manufacturer, but between 1965 and 1978 vehicle manufacturing was phased out and replaced with other products. The company was based in Olten. The company was founded in 1902 by Joseph Wyss and changed its name from Schweizerische Automobil Fabrik Berna (S.A.F.B.) to Motorwerke Berna AG in 1906. The company initially manufactured cars, and Wyss was its first car designer. Berna's first car, made in 1902, was the Berna Vis-a-Vis Ideal. Another model was powered by one-cylinder engines, which were placed on the rear. In 1903, a new car called the Unicum was produced with the engine placed on the front and the back wheels were powered by chains. By 1905, Berna was also building trucks/lorries. In 1907, Wyss sold the company to a businessman named Locher, who eventually went bankrupt. The company came under English control in 1908, and production of cars ceased, but it was bought back by Swiss shareholders in 1912, and reorganized as Motorwagenfabrik Berna AG (Berna Motor Vehicle Factory). In 1929, following a period of financial difficulties, Saurer acquired majority control of Berna. Manufacturing of trucks and buses continued, including trolleybuses starting in 1940. In 1965, Berna branched out into metallurgy with two new subsidiaries in the United States and Germany, selling the metal treatment product "Bernex". Vehicle manufacturing was taken over entirely by Saurer in 1976, and Berna AG became a wholly owned subsidiary of Saurer. In 1978 the company had 650 employees and realized 55 million CHF in sales. In 1995, Berna AG had 160 employees and 45 CHF in sales. In 2003, the Saurer Group sold the company, which had gradually separated into two divisions with different specialties, and the sale resulted in the establishment of two new but affiliated companies, Bernex Bimetall AG and IonBond AG Olten, both still sharing the same site in Olten.
Вторая по величине швейцарская фирма по произведет грузовых автомобилей "Берна” обязана своим сравнительно долгим существованием известной компании "Заурер" (Saure) филиалом которой она являлась ровно 50 лет. Самостоятельная работа началась в 1905 когда Йозеф Висе (Joseph Wyce); основал в Берне небольшую автомобильную мастерскую "Берна" и решил выпускать простые, мощные и надежные грузовики для альпийских горных дорог. С первых же лет финансовое положение было вполне стабильным, что позволило ей приобрести фирму "Франц Брозинчевич" (Franz Brozincevic). В 1910-е программа компании "Берн” состояла из четырех моделей "А", "В", "С" и "D" грузоподъемностью 2-5 т. Первые же грузовики "Берна” отличались высоким качестве и принесли фирме широкую известность. Еще до первой мировой войны "Берна" начала их экспортировать в страны Европы, в том числе Россию. В военное время она стала известной своими тяжелыми армейскими тягачами "Р4" (4x4). По окончании первой мировой войны "Берна" начала испытывать определенные трудности, но уже в 1928 г., одной из первых в Европе, начала выпуск 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей по лицензии немецкой фирмы "Дойц" (Deutz). Но на следующий год крупнейшая в Швейцарии автомобильная компания "Заурер" приобрела фирму "Берна". В первое время она продолжала изготовление автомобилей с собственными двигателями, в том числе легкие почтовые фургоны и средние грузовики, короткобазные и специальные тягачи для работы в составе автопоездов полной массой до 50 т, автобусные шасси. Полное слияние фирм произошло в 1939 г., когда "Заурер" передал фирме "Берна" производство грузовиков серии "С" грузоподъемностью до 6,5 т, которым присвоили индекс "U". Он был, пожалуй, их единственным различием, и с тех пор все автомобили "Заурер" и "Берна" были похожи, как две капли воды. Основой производства стала 3,5-тонная серия "Берна 211", идентичная модели "Заурер 2С", хотя поначалу на ней продолжали использовать собственные 4-цилиндровый дизель "R1" (5,3л, 65 л.с.) и 5-ступенчатую коробку передач. После второй мировой войны различия исчезли. С началом производства на "Заурере" базовых капотных и беска-потных серий "2DM", "5DM" и "5DF" на фирме "Берна" одновременно появлялись их аналоги "2VM", "5VM" и "5VF", отличавшиеся лишь эмблемой и рядом второстепенных деталей, а иногда даже кабиной со специфической облицовкой. В 70-е гг. обе фирмы выпускали совершенно одинаковые 2-, 3- и 4-осные грузовики серий "D290" и "D330" в разных исполнениях, носившие марки "Берна", "Заурер" или "Берна-Заурер". Дублирование производства машин, с трудом находивших сбыт, оказалось слишком дорогим, и с 1978 г. деятельность фирмы "Берна" прекратилась. Последний автомобиль этой марки был собран в 1979 г.

Внедорожные траспортные средства
(Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM)
The Contact telephone: 8-903-110-70-97 - Anatily Petrovich
Cайт информационный, некоммерческий.
(На странице "commerc" размещены ссылки на отечественные коммерческие сайты)
Сайт постоянно редактируется. Замечания можно отправлять на E-mail: ap-fedosov@newmail.ru.
Home