WEISS

Венгрия в рамках широкой программы итальянских военных поставок производила по лицензии артиллерийский тягач Manfred-Pavesi.
In 1937, Winkler Dezso ing. mechanical engineer started the planning of the Ministry of defence for off-road number expectations. Botond produced Typ A in 1937 and Typ B in 1941 The Hungarian machine factory, Waggon and the RABA Slovenes Krupp and Austro Fiat plans started to truck and bus BOTOND_38M_42M
Csepel D344/4228 Csepel 800 6x6
CSEPEL B130/D800
В конце 20-х гг. машиностроительная фирма Манфреда Вейсса (Manfred Weisz или Weiss) из Будапештского предместья Чепель начала изготовление армейских 50-сильных грузовиков модели Н1 (6x6), которых затем сменили 80-сильные машины Н2.
С 1931 г. по лицензии итальянской фирмы "Павези" (Pavesi). она собирала тягачи Р4 4x4 с шарнирносочлененной рамой.
В 1935 г. завод "Вейсс" был перепрофилирован на военную продукцию.
В автомобильной области его главной задачей стала переделка серийных автомобилей Ford в полноприводные, а также участие в разработке армейских машин Raba Botond .
Важный вклад в развитие военной автотехники внес работавший на заводе инженер Nicolas Straussler , хотя разработанные им машины строили в основном в других странах.
Для Вермахта фирма "Вейсс" выпускала танки и самоходные установки.
После войны на месте разрушенного предприятия был создан машиностроительный комбинат "Чепель" (Csepel).

http://slovari.yandex.ru/dict/milauto
Csepel-Trucks from the Danube Island in 1949 in budapesenskoto suburb on the island of Cepel, the site of the destroyed by bombing the factory campus of Manfred Weiss rises a new factory, named Csepel. On the basis of the first series-manufactured truck in the Hungarian people's Republic is taken-3.5 ton Austrian Steyr 380, and in April 1950, he began assembling his Hungarian Csepel analogue D350
Csepel 800-05 Csepel d352-08, Csepel В300, 6x6, 1952,Csepel В130, 4x4, 1951,Csepel D754 4x4, Csepel D754 4x4, Csepel D588 8x8 1971, Csepel D566, Csepel D566, 6x6, 1973,
В Великобритании фирма Armstrong Siddeley наладила лицензионный выпуск гражданского варианта Pаvesi P4 с пневматическими шинами. Английская версия «итальянской сочлененки » могла разгоняться на шоссе аж до 60 км/ч. Это было достигнуто за счет изменения передаточного числа в трансмиссии и установки 4-цилиндрового мотора мощностью 45 л.с. Венгрия в рамках широкой программы итальянских военных поставок производила по лицензии артиллерийский тягач Manfred-Pavesi.Родоначальником подобной техники в Италии можно считать странное творение Уго Павези, гениального изобретателя из Новары, в 1918 году разработавшего некое подобие трактора с гибким сочленением между двумя осями.The "Siddeley" name survived a while longer in aviation; in Hawker Siddeley Aviation and Hawker Siddeley Dynamics before they joined with others to become British Aerospace (BAe) which with further mergers is now BAE Systems.
38 M Raba Botond A & B 6x4 MVG was founded in 1896. The brand name Raba was registered in 1903. At the beginning, railway components were manufactured. Later also armaments and lorries. In the 1920s, Raba became Hungary’s largest lorry manufacturer. Toward the end of the 1930s, Raba developed and manufactured special military three-axle lorries.
В военно-автомобильной сфере Венгерский вагоно- и машиностроительный завод, носивший название приобрел известность еще в 1904 году, построив полноприводный артиллерийский тягач со всеми управляемыми колесами, один из первых в мире, созданный при участии конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). Это была первая и единственная самостоятельная конструкция завода "Раба", а вся его последующая деятельность протекала по отлаженному пути использования лицензий на уже отработанные чужие машины. Сначала он кооперировался с фирмами Австро-Венгрии, а в период с 1912 по 1927 год выпускал автомобили по лицензии чехословацкого завода "Прaгa" (Praga). Во времена независимости Венгрии создать собственные военные и гражданские машины также не удалось. Вся автомобильная продукция машиностроительного комбината "Раба" выпускалась по лицензиям австрийской фирмы "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT) и немецких компаний "Крупп" (Кruрр) и МАН (MAN). Так в его программе появились 3,5- и 5-тонные грузовики "Раба-Крупп" моделей L3,5N-32M и L5N-32M, а также 1,5-тонные машины "Раба" серий AFe-31M, AFh-33M и AFi-36M, идентичные австрийским прототипам "Аустро-ФИАТ". Для венгерской армии в 1930-е годы выпускались самые простые капотные машины классической конструкции — 2,5-тонный грузовик "Раба Супер" (Super) и 3,5-тонный "Специаль" (Special) с двигателями мощностью 55-65 л.с. Оба оставались в производстве до 1942 года, послужив основной транспортной базой венгерских вооруженных сил. Самых распространенных грузовиков "Супер" за семь лет было собрано 444 экземпляра. В преддверии Второй мировой войны стало ясно, что столь простые и ненадежные грузовички не соответствуют обширным захватническим намерениям Венгрии, поэтому с 1936 года инженер Дэсо Винклер (Dezso Winkler) совместно со специалистами заводов "Вейсс", МАВАГ и еще четырех венгерских предприятий пытался создать собственные специальные военные машины. В 1938 году первым результатом этой работы стал трехосный 1 ,5-тонный автомобиль-тягач "Ботонд-I" (Botond), "Ботопд-38М" или ТЗ8М с колесной формулой 6х4 и базой 2740+1120 ММ. Его основой являлся серийный грузовик "Раба Специаль" с верхнеклапанным 4-цилиндровым бензиновым двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. В отличие от него "Ботонд" получил независимую балансирную пружинную подвеску задней тележки с червячными главными передачами, все односкатные колеса с шинами размером 210-20, открытые кабину, бортовой или цельнометаллический кузов с местами для 14 человек, а также модные в то время свободно вращавшиеся боковые запасные колеса, установленные в полу нишах передней части кузова, и передние металлические опорные катки под радиатором. Автомобиль весил около 4 т и развивал скорость 50 км/ч. На его шасси монтировали фургоны для радиостанций и санитарных машин. До 1941 года было собрано 1473 автомобиля "Ботонд-1", а в 1942-1944 годах завод "Раба" собрал еще 60 машин второй серии "Ботонд-II" или Т42М с новым мотором (4,3 л, 70 л.с.). От предшественника они отличались чуть более покатой установкой радиатора, двумя передними металлическими бампер-катками на широкой оси, блокировкой дифференциалов задних ведущих мостов, усиленной подвеской ведущей тележки на продольных балансирных рессорах, одно- или двускатной ошиновкой задних колес. Снаряженная масса грузовиков "Ботонд" второго поколения возросла до 4100 кг. Кроме того, в 1941-1944 годах под маркой "Раба Марош" (Maros) на заводах "Раба" и МАВАГ с использованием укороченного шасси грузовика "МАН ML4500A" было изготовлено 350 двухосных полноприводных артиллерийских тягачей с колесной базой 2500 мм, открытыми кабиной и бортовым кузовом и задними 20-дюймовыми двускатными колесами. Первый вариант Т41 М (4х4) оборудовали 70-силь-ным бензиновым мотором от второго "Ботонда", а модели Т43М (К-3) и Т44М (К-31) получили 6-цилиндровый дизель МАН (8,0 л, 110 л.с.), новую 5-ступенчатую коробку передач, пневматический привод тормозов и достигали скорости 65 км/ч. После восстановления своих цехов, разрушенных в апреле 1944 года бомбардировками союзников, завод "Раба" некоторое время продолжал сборку грузовиков "Супер", тягачей "Ботонд" и "Марош" для национальной армии.
1939 - a „Gyori Program”: Daranyi gyori beszedevel 1 milliard pengos honvedelmi felkeszulesi programot jelent be. Megszuletik a Botond a sikeres RABA AFI bazisan Winkler Dezso iranyitasaval. Gyartasat hat magyar gyar kooperaciojaban gyori iranyitassal szervezik meg. 1939 julius 1–en leszallitjak az elso 150 db Botond terepjaro gepkocsit. A teljes mennyiseget, 1402 db-ot 1940. junius 30-ig leszallitottak.
1941 photographs, Raba Botond, 1941 in Croatia
galeria/raba_botond
Jelentos volt a Raba -gyar tehergepkocsi gyartasa, melyek kozul a RABA-MAROS tehergepkocsi erdemel emlitest. 1942-ben terveztek a Raba-Maros katonai tehergepkocsit. E tipusok motorjait a WM es a Lang gyar, karosszeriait a MVG es a MAVAG gyartottak. Ebbol a tipusbol mintegy 350 db keszult el. A tehergepkocsi-gyartas visszaesett. Az elso tehergepkocsi azonban csak 1944 Januarjaban gordult le a futoszalagrol, s ezutan gyartasa a bombazasok miatt szunetelt. Sorsat szerelosora kulfoldre vitele pecsetelte meg veglegesen.
RABA MAROS 41
raba-teherauto-a-mezogazdasagnak

Внедорожные траспортные средства. (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM), Cайт информационный, некоммерческий. (На странице "commerc" размещены ссылки на отечественные коммерческие сайты) Home