Laffly

История французской фирмы Laffly тесно связана с выпуском полноприводной военной техники. Ее истоки уходят в середину XIX века, когда располагавшаяся в Аньере небольшая механическая мастерская начала изготовлять паровые дорожные катки. В 1898 году на ее месте Alexandre Laffly (1859–1937) основал фирму своего имени.

Фирма основана в 1898 г.
Основатель Alexandre Laffly (1859–1937).
Главной заслугой "Лаффли" в военной области является создание так называемой системы колесных вездеходных машин с оригинальной трансмиссией и ходовой частью, разработанной для повышения вездеходности и конкуренции с гусеничными машинами.
В то время во Франции главная ставка делалась на полугусеничные машины CitroenKegresse.
Программа выпуска предусматривала производство семейства небронированных 2- и 3-осных машин полной массой от 1,6 до 12,5 т в нескольких вариантах исполнения с колесными формулами 4x4, 6x6.
Развернуть их производство предполагалось в кооперации с фирмой Hotchkiss , к которой впоследствии подключились компании Licorne и Citroen .
Для автомобилей ввели особую индексацию, состоявшую из комбинации букв и цифр.
Первыми буквами для обозначения 2- и 3-осных машин выбрали R и S соответственно.
Следовавшие за ними цифры 10, 15, 20, 25, 35 и 45 указывали класс грузоподъемности.
Последние цифры индекса определяли вид и назначение автомобилей:
R — разведывательные и штабные,
T — артиллерийские тягачи,
С — короткобазные, L — длиннобазные и т.д.

Теоретическое количество исполнений военных машин, разработанных на "Лаффли", превышало 100 вариантов.
Наиболее представительные:
R-15 ~ Series of 4x4 trucks.
S-15 ~ Series of 2.5-ton 6x4/6 trucks.
S-20 ~ Series of 3.2-ton 6x6 trucks.
S-25 ~ Series of 4-ton 6x6 trucks.
S-35 ~ Series of 5.2-ton 6x6 trucks.
S-45 ~ Series of 12-ton 6x6 trucks.
V-10 ~ Series of 2.5-ton 4/6-wheel trucks.
V-15 ~ Series of 2.5-ton 4/6-wheel trucks.
W-15 ~ Series of 2-ton 6x6 trucks.

Все автомобили были максимально унифицированы друг с другом и имели принципиально одинаковую конструкцию.

В 30-е годы прошлого века армейские автомобили были в основном выполнены по схеме 6x4.
Большая часть Британских машин , автомобили фирм Steyr, Dovinque, Breda, Botond, автомобили германских производителей, (при создании стандартного армейского грузовика фирмами Henschel, Mercedes, Daimler, Magirus, , Horch ). были выполнены по этой схеме.
Предлагались различные конструкции задней тележки , например, - TRADO , Welles-Thornton. Подвеска, в том числе и задней тележки, - получалась с большими ходами, что обеспечивало постоянное тяговое усилие на пересеченной местности и деформируемых грунтах.
Это снижало риск потери проходимости в сложных дорожных условиях. Проходимость улучшалась, но не столь значительно.
Без ведущей передней оси, которая на вязких грунтах служила якорем, эти меры оказывались недостаточными.
Использовали одинарные шины для снижения сопротивления.
и дополнительные катки для преодоления рвов . Для предотвращения посадки на днище эти автомобили снабжались дополнителными свободно вращающимися колесами.
Конструктором Louis Delagarde была предложена схема для этой цели была предложена схема с двумя парами колес
для бронеавтомобиля Panhard-201 (AM-40P) для Француской армии.
В серию автомобиль не пошел. Но он послужил основой для создания бронемашины Panhard-EBR с бортовой схемой трансмиссии . аналогичную конструкцию имел тягач Chatillion-Panhard-Levassor К-13 также имел бортовую трансмиссию . Он был построен накануне первой мировой войны и имел все ведущие и управляемыеи колеса .
В связи со стремлением повысить подвижность транспортных средств на пересеченной изменялись конструкции трансмиссии и ходовой части и повышалась их сложность.
Предложенная Laffly конструкция была довольно сложной, но имела неоспоримое преимущество перед схемой 6x4 - она была полноприводной.

LAFFLY V15T 1938 Семейство легких грузовых автомобилей Laffly V15 было представлено в 1938 году. Было предусмотрено две версии машины - V15R (V15 Reconnaissance) и V15T (V15 Tracteur). Laffly V15T создавался как артиллерийский тягач. Трансмиссия отличалась оригинальностью - за коробкой передач была предусмотрена раздаточная коробка с одним блокирующим дифференциалом, из которой к каждому колесу тянулся карданный вал. Производили автомобиль также на Licorne , (автомобилестроительная фирма из Курбевуа.)
Hotchkiss-Laffly PowerTrain Крутящий момент, получаемый от четырехступенчатой коробки передач, делится в ней на два потока, образуя так называемую бортовую схему трансмиссии. В отличие от мостовой схемы, где в раздаточной коробке крутящий момент делится между передним и задним мостами, здесь он распределяется межбортовым блокируемым дифференциалом между левым и правым бортом. Причем у Laffly бортовая схема трансмиссии решена несколько нетрадиционно. Основной «движущей силой» являются задние колеса, связанные межбортовым блокируемым дифференциалом, а в особо тяжелых условиях жестко подключаются передние (каждое - к валу своего борта, а по необходимости можно задействовать только одно из них). Принципиальным отличием бортовой схемы от мостовой является то, что она в ряде случаев позволяет обойтись одним межбортовым дифференциалом - при преодолении диагональных неровностей вывешивание колес не приводит к остановке машины, так как общий момент на колесах каждого борта всегда остается неизменным (для Laffly это действует только при подключении привода передних колес). При мостовой схеме для создания аналогичного постоянного полного привода потребовалось бы как минимум три блокируемых дифференциала, то есть на два больше.
Несущая система - лонжеронная рама лестничного типа, но в отличие от аналогов она имеет дополнительную продольную балку, проходящую по центру хвостовой части (к ней крепятся опоры задних полуосей). Главных пар в привычном понимании нет, вместо них бортовые передачи - конические пары, встроенные непосредственно в каждый рычаг.
Schema W15 chassis
Laffly S20TL Front and Rear Axles

Главными особенностями конструкции автомобилей была независимая подвеска всех колес, правое или левое расположение места водителя, односкатные колеса с пулестойкими шинами размером от 16 до 22 дюймов, упрощенные открытые грузопассажирские кузова.
В передней части сварной лонжеронной рамы на эластичных опорах устанавливали 4- или 6-цилиндровый бензиновый двигатель "Лаффли" или "Гочкисс" в блоке с однодисковым сухим сцеплением и синхронизированной 4-ступенчатой коробкой передач.
Непосредственно за нею в отдельном картере из легкого сплава располагалась 2-ступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом, снабженным механической блокировкой.
На 3-осных машинах задние колеса каждой стороны имели собственную систему привода из двух карданных валов, вращавших главные конические пары, передававшие крутящий момент на короткие валы, на концах которых устанавливались колеса.
Главные передачи без дифференциалов и валы заключались в картеры, выполнявшие роль качающихся полуосей, способных отклоняться на угол не более 16°.
Колеса каждой стороны подвешивали на концах продольной полуэллиптической рессоры, закрепленной по центру на поперечной трубе, приваренной к раме.
На 2-осных машинах использовалась половинка такой подвески с четвертьэллиптическими рессорами.
Каждое переднее колесо также крепилось на конце качающейся полуоси и приводилось непосредственно от раздаточной коробки собственным качающимся карданным валом. Такая конструкция позволяла обойтись без дорогих колесных шарниров равных угловых скоростей, обеспечивала большой ход каждого колеса, хорошее сцепление с грунтом и достаточную прочность.
Трансмиссия автомобиля - в какой-то мере аналогична конструкции, предложенной австрийской фирмой Austro-Daimler.

Первый автомобиль "Лаффли S-35С" (6x6) был создан в апреле 1934 г., а в декабре появился вариант S-15Т, возглавивший все перспективное семейство , которое до середины 1940 г. постоянно пополнялось новыми вариантами.
Chassis S35 LAFFLY
Laffly S35T. С июня 1935 г. выпускался тяжелый длиннобазный тягач S-35T для буксировки 155-мм гаубицы, а затем — цистерны-заправщики S-35TL.
В 1937 г. выпущен тяжелый тягач S-45T.
В 1937 г. началось изготовление транспортера пехоты S-20TL с открытым 10-местным кузовом с 20 ящиками для боеприпасов, а также буксировщика 105-мм пушек S-25Т. Первый из них стал единственной машиной, на которой устанавливали 6-цилиндровый двигатель "Гочкисс" (3,0 л, 68 л.с.), на втором использовался 4-цилиндровый мотор "Лаффли" (3,5 л, 60 л.с.) от грузовика LC-2. Большинство автомобилей выпускалось в "колониальных" исполнениях для французских частей в странах Африки, а в 1939 г. на шасси S-15 было построено 45 пулеметных бронеавтомобилей S-15TOE, поступивших на вооружение подразделений в Алжире и Тунисе. Создание 2-осных машин началось в 1935 г. с легкого 5-местного штабного и разведывательного автомобиля R-15R (4x4) с 4-цилиндровым двигателем "Гочкисс" (2,3 л, 52 л.с.) — французского прародителя джипа. Он имел колесную базу 2050 мм, длину — 3835 мм, высоту с тентом — 1960 мм, снаряженную массу — 2150 кг и развивал скорость 80 км/ч. В августе 1936 г. R-15R поступил на испытания, но оказался слишком тяжелым и неустойчивым. На некоторое время эта неудача приостановила работы над такими машинами, зато стала поводом к созданию новых низкорамных автомобилей, разработанных инженером Куги (Cougy).
Laffly S20TL 1938 В начале 1937 года командование французской кавалерии устроило тендер на поставку в моторизованные дивизии драгунов грузовиков для перевозки личного состава. Победителем стала фирма Laffly и ее грузовой автомобиль Laffly S20TL. Базовой моделью стала S20TL VDP, машина рассчитанная на перевозку 10 человек и их вооружения, включая 2 пулемета. Конкурентом для Laffly 20 являлся – Lorraine 28 с ходовой частью аналогичной по конструкции с грузовиком Tatra Т-22, чехословацкого трехосного грузовика выпускавшегося фирмой Lorraine по лицензии.
Laffly v15r
The Laffly V15T was a French light 4WD artillery tractor used during World War II. It was used to tow the 25 mm SA anti-tank guns. A personnel carrier and reconnaissance vehicle based on the same chassis was designated as V15R. The Laffly company itself only manufactured the first batch of 100 V15s, the rest of the production being taken over by La Licorne company.
Laffly R15 Prototype
В 1935 г. началась разработка легкого 5-местного штабного, разведывательного автомобиля R-15R (4x4) с 4-цилиндровым двигателем "Гочкисс" (2,3 л, 52 л.с.) - в какой то мере вариант французского джипа .
Laffly W15T
Представленное в 1938 г. второе поколение включало 2- и 3-осные автомобили с индексами V и W соответственно. От первого они отличались лишь пониженным расположением рамы и передней независимой пружинной подвеской с индивидуальным приводом каждого колеса. Их производство началось на заводе "Лаффли" в Грэзийоне. Двухосные разведывательные машины V-15R и тягачи V-15T (4x4) выпускали совместно с фирмой Licorn , а сборка единственного 3-осного тягача W-15T (6x6) осуществлялась в основном на Hotchkiss .
В 1940 г. на таком шасси изготовили 70 самоходных бронированных 47-мм установок W-15TCC. В 1939 г. построили опытные образцы разведывательного автомобиля V-10R (4x4) и легкого одноместного горного тягача V-10M (4x4), получивших самый маленький в программе двигатель (1,3 л, 38 л.с.).
С началом Второй мировой войны производство большинства военных автомобилей активизировалось и некоторые из них выпускались вплоть до декабря 1940 г. К этому времени в общей сложности их было построено около 2,5 тыс. экземпляров 20 различных моделей. Больше всех сделали транспортеров S-20TL — 737 штук. Сборка ряда машин продолжалась и при оккупации, а вариант S-15R выпускался до 1946 г.
Лишившись военных заказов, в июле 1947 г. фирма "Лаффли" обанкротилась, и до 1950 г. на ней существовало внешнее управление. Тем временем в 1947 г. военное ведомство Франции приняло программу разработки тактических 1,5-тонных автомобилей с колесной формулой 6x6. Только в 1950 г., когда фирма переключилась на коммунальные и пожарные автомобили, ее положение улучшилось, и она представила опытный образец разведывательного автомобиля S-20R, отличавшегося от довоенного варианта лишь формой кузова и рядом второстепенных деталей. Через год появился низкорамный прототип W-20R, главными отличиями которого стали вакуумный усилитель тормозов, новые карбюратор и масляный фильтр. Одновременно был разработан удлиненный транспортер S-20TL. B течение 1951 г. эти машины проходили испытания, но с изменением программы вооружения французской армии и военно-воздушных сил их совершенствование признали нецелесообразным. Выпускавшиеся фирмой до конца 1952 г. пожарные машины серии BSS в единичных экземплярах поступали в ВВС страны. В 1953 г. завод "Лаффли" перешел в собственность компании "Рено" (Renault).

Внедорожные траспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home