DAC
Autocamioane ROMAN BRASOV
Roman autocamioane brasov DAC (Diesel Automobil Camion — «Дизельный грузовой автомобиль»).
de Autocamione Brasov (Brasov Truck Manufacturing Works) S.R. (Steagul Rosu) Works ROMAN S.A.
ROMAN S.A. - AUTOCAMIOANE BRASOV
Roman S. A. – одно из крупнейших промышленных предприятий Румынии, единственный в стране производитель тяжелых и средних грузовых автомобилей. В городе Брашове 1921 г. был основан “Румынский завод локомотивов” – сокращенно ROMLOC. В годы социализма предприятие было национализировано и получило название Steagul Rosu (“Стягул Рошу” – “Красное знамя”). Выпуск грузовиков здесь начался в 1954 г. Это были автомобили SR 101 грузоподъемностью 4 т с бензи-новым двигателем – копии советской машины ЗИС-150. B 1962 г. началось производство грузовиков второго поколения. Это были 3-тонные автомобили Carpati (“Карпаць”) и 5-тонные Bucegi (“Бучеджь”), которые оснащались карбюраторными моторами. В 1968 г. была куплена лицензия у немецкой фирмы MAN на изготовление тяжелых грузовиков с мощными дизельными двигателями. Выпуск этих машин нового, третьего поколения развернулся в Брашове с 1971 г. Они получили торговую марку Roman (сокращение от Romаnia + MAN).
К концу 60-х гг. выпускавшиеся на Брашовском автомобильном заводе "Стягул Рошу" (Steagul Roshu) грузовики с бензиновыми двигателями уже не соответствовали требованиям времени. Было решено перейти на принципиально новую гамму машин, взяв за основу дизельные автомобили немецкой фирмы MAH (MAN). В 1969 г. с нею было подписано лицензионное соглашение сроком на 15 лет, предусматривавшее изготовление в Брашове 13 типов шасси в 43 вариантах с двигателями мощностью до 256 л.с. Завод был переименован в "Интреприндерэа де Аутокамьонэ Брашов" (Intreprinderea de Autocamioane Brashov), сокращенно ИАБ (IAB). Его продукция получила торговую марку "Роман", составленную из слов "Romanesc" (Румынский) и МАИ.
На автомобилях "Роман" сохранялась индексация немецких прототипов, но с рядом исключений. Первые цифры обозначали грузоподъемность в тоннах только для бортовых грузовиков, да и то приблизительно. Три последующие цифры, отделенные точкой, указывали на мощность двигателя в лошадиных силах. Буквенные индексы также соответствовали немецким лишь частично: буква "F" означала автомобиль с кабиной над двигателем, "К" - самосвал, "S" - седельный тягач, "А" - полноприводный вариант, "D" - 3-осный автомобиль. Наиболее популярным стал 2-осный 135-сильный бортовой автомобиль "Роман 8.135F" грузоподъемностью 7,8 т и полной массой 12,1 т с 5-ступенчатай коробкой передач, развивавший скорость 81 км/ч. На базе"Роман 8.135F создали полноприводный вариант "8.135FA" (4x4),. С 1971 г. 3-осное семейство включало бортовые автомобили "Роман 12.135DF" (6x4) и "12.135DFA" (6x6). Через несколько лет их вытеснили более мощные 215-сильные модели "12.215" и "19.215",Параллельно с автомобилями "Роман" в Брашове выпускались дизельные грузовики собственной разработки, носившие наименование ДАК (DAC). С окончанием срока действия лицензии Брашовский завод прекратил использование марки "Роман" и полностью переключился на изготовление грузовиков ДАК. в конце 80-х годоврумынские грузовики были существенно усовершенствованы в соответствии с действующими международными нормами.В 1990 г. было образовано на базе бывшего государственного завода грузовиков (Intreprinderea de Auto-camioane Brasov) акционерное общество Roman S. A. Все автомобили нового поколения стали выпускаться под торговой маркой DAC (Diesel Automobil Camion — «Дизельный грузовой автомобиль»).

Внедорожные траспортные средства
(Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM)
Cайт информационный, некоммерческий.
(На странице "commerc" размещены ссылки на отечественные коммерческие сайты)
Home