Alvis (Alvis Car & Engineering Company Ltd of Coventry)

"Алвис-Штраусслер"

Nicholas Straussler

Компания "Алвис" из Ковентри была хорошо известна как изготовитель престижных легковых автомобилей и как один из крупнейших в мире производителей военной техники. Впрочем, первая сфера деятельности уже давно отошла в прошлое. Начав свою деятельность в 1914 г. с изготовления алюминиевых поршней, в 1920 г. фирма приступила к созданию спортивных машин, которые выпускала до 1967 г. За это время она не раз попадала в критические ситуации, поэтому накануне Второй мировой войны руководство "Алвиса" решило взяться за совершенно новое и перспективное дело — создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Николаса Штраусслера (Nicholas Peter Sorrel Straussler) участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938–39 гг. было построено полтора десятка бронемашин "Алвис-Штраусслер" 4x4 (модели АС-1, АС-2, АС-3D) со 120-сильным двигателем "Алвис", 8-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской и оригинальной семигранной башней с двумя 7,69-мм пулеметами, а также 12 безбашенных машин модели А или "Динго" (Dingo) с открытым верхом. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании "Дэймлер" (Daimler), унаследовавший марку "Динго". Это не только не обескуражило фирму "Алвис", а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники.

FV-600 (6x6)

В 40-е гг. на "Алвисе" проводилась активная разработка принципиально нового многофункционального шасси с военным индексом FV-600 (6x6), оборудованного рядным 8-цилиндровым бензиновым двигателем "Роллс-Ройс" (RollsRoyce) модели В80 (5,7 л, 160–170 л.с.). Концепция машины заключалась в использовании трех равномерно разнесенных ведущих мостов, разных мест расположения силового агрегата, бортовой трансмиссии, передних и средних управляемых колес. Трансмиссия состояла из гидромуфты "Дэймлер", преселекторной коробки с предварительным выбором ступени и одноступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, обеспечивавших по 5 передач для движения вперед и назад, а также из двух бортовых передач и планетарных колесных редукторов. Подвеска всех колес с односкатными 20-дюймовыми шинами была независимой рычажно-торсионной, все тормоза — дисковые с гидропневматическим приводом, рулевой механизм с гидроусилителем. Практически симметричное многоцелевое шасси, способное свободно двигаться как передним, так и задним ходом, а в критических ситуациях — на пяти и даже на четырех колесах, позволило создать обширное унифицированное семейство бронированных боевых машин, внедорожных транспортных и пожарных автомобилей.

Первые образцы шасси поступили на испытания в 1948 г., а в декабре 1952 г. "Алвис" начал выпуск бронетранспортера "Сарацин" (Saracen) серии FV-603 с боевой массой 8,6 т. Он имел двигатель переднего расположения, место водителя размещалось по центральной оси машины, а в задней части корпуса находился десант из 8 человек. На первом 160-сильном варианте Mk-I (FV-603A) использовалась башня от бронеавтомобиля "Феррет" (Ferret) с 7,62-мм пулеметом. Наиболее известный 170-сильный "Сарацин Mk-II" (FV-603B), выпускавшийся в 1956–71 гг., получил расширенную башню с двумя пулеметами, форма которой в 1962 г. в третьем исполнении Mk-III (FV-603C) была незначительно изменена. "Сарацин" выпускался также в санитарном варианте FV-602 и штабном FV-604, которые в исполнениях FV-602А и FV-604A снабжали более высокими корпусами. Они весили до 10,2 т и развивали скорость 72 км/ч. До 1972 г. было изготовлено 1838 этих оригинальных машин, но еще до 1981 г. по заказам фирма собирала "пустынный" вариант Mk-VI для Саудовской Аравии, санитарные и штабные машины FV-610/611A с вместительными корпусами с габаритной высотой около 5 м, служившими также для установки ракетного вооружения и радиолокационных станций.

Salamander

В 1953 г. шасси с задним расположением силового агрегата стало основой тяжелого бронеавтомобиля "Саладин" (Saladin) или FV-601, разработкой которого в 1950–52 гг. занималась фирма "Кроссли" (Crossley), построившая первые прототипы. На "Алвисе" выпуск модернизированного варианта FV-601B начался в 1956 г., а через два года его приняли на вооружение. Это был легкий быстроходный и маневренный колесный танк с пушкой калибра 76 мм, снабженный сварным корпусом с броней толщиной от 8 до 32 мм, 1–2 пулеметами и гранатометами, весивший 10,7 т и способный достигать скорости 72 км/ч. Вариант Mk-II (FV-601C) со 170-сильным мотором получил расширенную башню с двумя 7,62-мм пулеметами, а с 1967 г. оснащался противотанковыми ракетами и предлагался в плавающем исполнении. До 1972 г. "Алвис" собрал 1177 бронемашин "Саладин". В единичных экземплярах их изготовляли до 1981 г., а затем была собрана партия дизельных вариантов с 90-мм пушкой. В 1954 г. к этим машинам добавилось шасси FV-651 с двигателем "Роллс-Ройс В81" (6,5 л, 240 л.с.) заднего расположения и 6-местной герметизированной кабиной, ставшее основой семейства быстроходных аэродромных пожарных машин "Саламандер" (Salamander) пенного тушения. С 1956 г. выпускалась первая серия Mk-VI (FV-651A) полной массой 13,7 т, в 1960 г. ее сменила модель Mk-VIA (FV-652) с 238-сильным дизелем, к которой затем прибавились исполнения B, C и D. Автомобили оснащали противопожарным оборудованием фирм "Пайрин" (Pyrene) или "Дженерал Файр" (General Fire), состоявшим из цистерн для воды и пенообразователя, мощного насоса, одного или двух лафетных стволов.

"Столуэрт Mk-I"



В 1959 г. появился опытный грузовой автомобиль PV-1, который через два года был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной. Так, со следующего года программу "Алвиса" пополнил плавающий грузовик "Столуэрт Mk-I" (Stalwart) или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач "Мидоус" (Meadows), от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя "Даути Хайдроджет" (Dowty Hydrojet). Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде — 7–10 км/ч. В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk-II (FV-622), снабженный кабиной с увеличенными окнами, усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой. На его шасси выпускалась версия FV-623 с 3-тонным гидрокраном и ремонтно-эвакуационная машина FV-624. До 1971 г. таких амфибий построили 1,4 тыс. экземпляров. По заказам их собирали до 1983 г.

Supacat

В начале 70-х гг. компания "Алвис" практически полностью переключилась на изготовление гусеничных боевых и транспортных машин, а затем и танков, постепенно вытеснивших из программы колесную технику. Работы над ней ограничивались модернизацией бронеавтомобилей "Феррет" (Ferret) по лицензии британской компании "Дэймлер", а единственной собственной разработкой в начале 80-х гг. стал бронеавтомобиль "Феррет-80" (4x4). Затратив на его создание огромные средства, "Алвис" так и не получил заказов на эти машины и потому в дальнейшем предпочитал пользоваться чужими разработками. Одной из первых колесных машин нового поколения стал легкий многоцелевой авиадесантный транспортер "Сьюпакэт" (Supacat) 6x6 с бортовой системой поворота, разработанный одноименной фирмой в 1982 г. Через пять лет лицензию на него приобрела компания "Фэйри Инджиниринг" (Fairey Engineering), включенная в концерн "Алвис".



Supacat MkIII

Новый "Сьюпакэт Mk-III", предназначенный для перевозки десанта, грузов и легкого вооружения со скоростью до 65 км/ч, был оборудован 78-сильным дизелем "Фольксваген" (Volkswagen) и автоматической коробкой передач. В 1993–94 гг. по лицензии южно-африканской компании "Pёймек" (Reumech) на многоцелевую бронемашину "Мамба Mk-II" (Mamba) 4x4 выпускался собственный вариант "Алвис 8/11" для внутренних войск и сил ООН, базировавшийся на 123-сильном шасси "Унимог" (Unimog). В 1996 г. в программе "Алвиса" появился более мощный бронеавтомобиль "Скэреб" (Scarab) 4x4 с различным вооружением и противоминным бронированием, разработанный фирмой "Мехем" (Mechem) из ЮАР. Его основой являлось шасси "Унимог U2100" с 240-сильным дизелем "Мерседес-Бенц" и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison). В зависимости от исполнения его боевая масса составляла 9–12 т, максимальная скорость — 110 км/ч, запас хода — 800 км. По лицензиям австрийской фирмы "ШтайрДаймлер-Пух" (Steyr-DaimlerPuch) и швейцарской МОВАГ (MOWAG) на "Алвисе" собирали боевые машины "Пандур" (Pandur) 6x6 и "Пиранья" (Piranha) 6x6, 8x8 и 10x00 (серии II, III, IV) в нескольких исполнениях с разным вооружением. С середины 90-х гг. совместно с рядом западно-европейских компаний "Алвис" участвовал в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (8x8), известного под кодовым названием "Боксер" (Boxer).

За свою долгую историю фирма "Алвис" входила в состав компании "Ровер" (Rover) и автомобильного концерна Бритиш Лейланд" (British Leyland"), из которого в 1981 г. ее выкупил военно-промышленный холдинг "Юнайтед Сайнтифик" (United Scientific), создавший на ее основе в 1993 г. мини-концерн по изготовлению гусеничной и колесной боевой техники. Расширение его программы вновь происходило за счет поглощения других фирм. Тяжелые армейские грузовики появились в 1994 г. с присоединением британской компании "Юнипауэр" (Unipower), а через три года в подчинении "Алвиса" оказалась и шведская компания "Хэгглундс" (Hagglunds), выпускавшая сочлененные гусеничные бронетранспортеры. В 1998 г. с приобретением английской компании "Джи-КейЭн Дифенс" (GKN Defence) из Тилфорда туда было переведено производство всей колесной бронетехники. От этой фирмы в наследство "Алвису" достались многоцелевые бронированные автомобили "Тактика" (Tactica) и "Симба" (Simba) 4x4. В 2000 г. "Алвис" начал изготовление легких боевых и разведывательных автомобилей "Шэдоу" (Shadow) на американском шасси "Хаммер" (Hummer), а в 2002 г. приступил к сборке легкого многоцелевого автомобиля MLV (4x4), созданного совместно с концерном ИВЕКО (IVECO). Он оснащался 185-сильным дизелем ИВЕКО, автоматической коробкой передач и развивал скорость свыше 130 км/ч.

Alvis Tactika

30 сентября 2002 г. "Алвис" завершил процедуру присоединения британского концерна сухопутного вооружения "Виккерс Дифенс Системз" (Vickers Defence Systems), включая его южно-африканское отделение "Алвис ОМК" (Alvis OMC). С этого времени все боевые машины новой группы "Алвис Виккерс Лимитед" (Alvis Vickers Ltd.) носили марку "Алвис Виккерс". В сентябре 2004 г. британские и южно-африканские предприятия "Алвис" были выкуплены аэрокосмической корпорацией "Бритиш Аэроспейс", (British Aerospace, BAE) превратившей их в свое отделение наземного вооружения. Марка "Алвис" в 2005 г. была аннулирована. За все время изготовления военной техники компания "Алвис" выпустила около 15 тыс. колесных боевых машин, которые находятся на вооружении 60 стран мира.

T.G. John Ltd., the company which became Alvis, was founded by Welshman TG John, a naval architect and highly qualified engineer, in 1919. From the start the company was based in the Midlands city of Coventry, already a major centre of motor vehicle manufacture. Early products were stationary and scooter engines, stop-gap products until the first Alvis car appeared early in 1920, based on designs by Geoffrey de Freville, who had earlier been associated with the Bentley brothers. Late in 1921 TG John Ltd. became The Alvis Car & Engineering Co. Ltd. The origin of the name Alvis is obscure, although it seems to have come from de Freville. Key figures in the Alvis story G.T. Smith-Clarke and W.M. Dunn joined the firm in 1922, Smith-Clarke as Chief Engineer and Works Manager, Dunn as Chief Draughtsman

Front-wheel drive, all-independent suspension, the all synchromesh gearbox and then independent front suspension were only the better known developments. All of this activity took place in the Holyhead Road works. The directors foresaw the need to diversify from car production, and moved to enter aero engine and armoured fighting vehicle production. The first step in this direction came with the purchase of more land on the Holyhead Road, further along from the existing car factory. A new factory for aero engine manufacture was built here, and a licence for radial engines taken out from Gnome et Rhone of France, but orders proved hard to find. Much development work took place on tanks and armoured cars, and the company title was shortened to Alvis Ltd. in 1936.

George Lanchester worked for Alvis for some years in the late 30s, and he was responsible for the design of the 12/70 and Silver Crest cars. Alvis began to develop their own aero engine designs, the famous Leonides making its first flight in early 1939 Alvis made a tremendous contribution to the war effort, much of it sub-contract work on Rolls-Royce aero engines. The car factory was severely damaged in the Luftwaffe raid on Coventry in 1940, but the aero engine factory escaped almost unscathed. Armoured vehicle production was not yet significant.

alvis-salamander-fire-crash-foam

New armoured vehicles were developed, including light tanks, and Alvis remain suppliers of precision engineering products to the aircraft industry. Sold off by BL, Alvis became part of United Scientific Holdings in 1981, and more recently became known as Alvis Holding. In 1994 Alvis left Holyhead Road for a new factory at Walsgrave on the outskirts of Coventry, and then in 1999 the link with Coventry was broken when "The Alvis" was moved to Telford, where production continues. Then in 2004 the company became part of BAe Systems. The Holyhead Road site, where once some of the finest cars and aero engines the world has seen were made by craftsmen who knew no equals, is now a retail development, symbolising the brave new Britain of the 21st century.

In September 2004, BAE announced the creation of BAE Systems Land Systems, a new company bringing together the BAE subsidiaries, BAE Systems RO Defence and Alvis Vickers. Alvis Vickers became BAE Systems Land Systems (Weapons & Vehicles) Limited, a subsidiary of BAE Systems Land Systems. In 2005, the acquisition of United Defense led to the creation of BAE Systems Land and Armaments.

alvis Company
mailer.fsu.edu/tanks/GreatBritain/GB-AlvisStraussler
http://slovari.yandex.ru/dict/milauto
http://www.alvisoc.org/Alvis%20Company.htm
http://www.answers.com/topic/bae-systems-land-armaments
http://www.answers.com/topic/universal-power-drives
http://slovari.yandex.ru/
http://en.wikipedia.org/wiki/Nicholas_Straussler
http://www.answers.com/topic/bae-systems-land-and-armaments
Видео
Видео
Видео
Видео
http://miliblog.co.uk/?p=nhlqlxnek&nggpage=12&pageid=361&show=gallery&paged=25
http://porshen.info/voennaya-texnika-avtomobili/1281-olvis-stoluart-alvis-stalwart.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Alvis_plc

Внедорожные траспортные средства
(Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM)
Cайт информационный, некоммерческий.
(На странице "commerc" размещены ссылки на отечественные коммерческие сайты)
Home